Положение о наставничестве

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
№ 102 «Терем-теремок» города Калуги
(МБДОУ № 102 «Терем-теремок» г. Калуги)
ПРИНЯТО
педагогическим совет
МБДОУ № 102 «Терем-теремок» г. Калуги
(протокол № 4 от 03.04.2023)

УТВЕРЖДЕНО
приказом МБДОУ № 102
«Терем-теремок» г. Калуги
от 03.04.2023 № 53-ОД

Положение о системе наставничества педагогических работников в
муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении
№ 102 «Терем-теремок» города Калуги

г. Калуга, 2023

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о системе наставничества педагогических работников в
муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении № 102 «Терем-теремок»
города Калуги (далее Учреждение) (далее - Положение) определяет цели, задачи, формы и порядок
осуществления наставничества и разработано в соответствии с нормативной правовой базой в
сфере образования и наставничества.
1.2. В Положении используются следующие понятия:
Наставник - педагогический работник, назначаемый ответственным за профессиональную и
должностную адаптацию лица, в отношении которого осуществляется наставническая
деятельность в Учреждении.
Наставляемый - педагогический работник, который через взаимодействие с наставником и при
его помощи и поддержке приобретает новый опыт, развивает необходимые навыки и компетенции,
добивается предсказуемых результатов, преодолевая тем самым свои профессиональные
дефициты.
Куратор - сотрудник образовательной организации, который отвечает за реализацию
персонализированных программ наставничества.
Наставничество - форма обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к
квалифицированному исполнению должностных обязанностей лиц, в отношении которых
осуществляется наставничество.
Форма наставничества - способ реализации системы наставничества через организацию работы
наставнической пары (группы).
Персонализированная программа наставничества - краткосрочная программа (от 3 месяцев до 1
года), включающая описание форм и видов наставничества, участников наставнической
деятельности, направления наставнической деятельности и перечень мероприятий, нацеленных на
устранение выявленных профессиональных дефицитов наставляемого и на поддержку его сильных
сторон. Персонализированная программа разрабатывается наставником, также участие в
разработке персонализированной программы могут принимать наставляемый, куратор,
методическое объединение наставников.
1.3. Основными принципами системы наставничества педагогических работников являются:
1) принцип научности - предполагает применение научно-обоснованных методики технологий в
сфере наставничества педагогических работников;
2) принцип системности и стратегической целостности – предполагает разработку и реализацию
практик наставничества с максимальным охватом всех необходимых компонентов системы
образования на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и уровне образовательной
организации;
3) принцип легитимности подразумевает соответствие деятельности по реализации программы
наставничества законодательству Российской Федерации, региональной нормативно-правовой базе;
4) принцип обеспечения суверенных прав личности предполагает приоритет интересов личности и
личностного развития педагога в процессе его профессионального и социального развития,
честность и открытость взаимоотношений, уважение к личности наставляемого и наставника;
5) принцип добровольности, свободы выбора, учета многофакторности в определении и
совместной деятельности наставника и наставляемого;
6) принцип аксиологичности подразумевает формирование у наставляемого и наставника
ценностных отношений к профессиональной деятельности, уважения к личности, государству и
окружающей среде, общечеловеческим ценностям;
7) принцип личной ответственности предполагает ответственное поведение всех субъектов
наставнической деятельности - куратора, наставника, наставляемого и прочих к внедрению
практик наставничества, его результатам, выбору коммуникативных стратегий и механизмов
наставничества;
8) принцип индивидуализации и персонализации наставничества направлен на сохранение
индивидуальных приоритетов в создании для наставляемого индивидуальной траектории развития;
9) принцип равенства признает, что наставничество реализуется людьми, имеющими равный
социальный статус педагога с соответствующей системой прав, обязанностей, ответственности,
независимо от ролевой позиции в системе наставничества.
1.4. Участие в системе наставничества не должно наносить ущерба образовательному процессу
Учреждения. Решение об освобождении наставника и наставляемого от выполнения должностных

обязанностей для участия в мероприятиях плана реализации персонализированной программы
наставничества принимает руководитель Учреждения в исключительных случаях при условии
обеспечения непрерывности образовательного процесса в Учреждении и замены их отсутствия.
2. Цель и задачи системы наставничества. Формы наставничества
2.1. Цель системы наставничества педагогических работников в Учреждении - реализация
комплекса мер по созданию эффективной среды наставничества в Учреждении, способствующей
непрерывному профессиональному росту и самоопределению, личностному и социальному
развитию педагогических работников, самореализации и закреплению молодых и не имеющих
опыта педагогической деятельности специалистов в педагогической профессии.
2.2. Задачи системы наставничества педагогических работников:
- содействовать созданию в Учреждении системы наставничества, способствующей раскрытию
личностного, профессионального, творческого потенциала педагогов путем проектирования их
индивидуальной профессиональной траектории;
- оказывать
помощь
в
освоении цифровой информационно-коммуникативной среды,
эффективных
форматов
непрерывного
профессионального развития
и
методической поддержки педагогических работников Учреждения, региональных систем научнометодического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров;
содействовать развитию горизонтальных связей в сфере наставничества на уровне
Учреждения;
способствовать развитию профессиональных компетенций педагогов в условиях цифровой
образовательной среды, востребованности использования современных информационнокоммуникативных и педагогических технологий путем внедрения разнообразных, в том числе
реверсивных, сетевых и дистанционных форм наставничества;
- содействовать увеличению числа закрепившихся в профессии педагогических кадров, в том
числе молодых и не имеющих опыта педагогической деятельности специалистов;
оказывать помощь в профессиональной и должностной адаптации педагога, В отношении
которого осуществляется наставничество, к условиям осуществления педагогической деятельности
при
в Учреждении, а также в преодолении профессиональных трудностей, возникающих
выполнении должностных обязанностей;
обеспечивать формирование и развитие профессиональных знаний и навыков педагога, в
отношении которого осуществляется наставничество;
ускорять процесс профессионального становления и развития педагога, в отношении которых
осуществляется наставничество, развитие способности самостоятельно, качественно и
ответственно выполнять возложенные функциональные обязанности в соответствии с замещаемой
должностью;
содействовать в выработке навыков профессионального поведения педагогов, в отношении
которых
осуществляется
наставничество,
соответствующего
профессионально-этическим
принципам, а также требованиям, установленным законодательством;
знакомить педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество, с эффективными
формами и методами индивидуальной работы и работы в коллективе, направленными на развитие
их способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на них должностные
обязанности, повышать свой профессиональный уровень.
2.3. В Учреждении могут применяться разнообразные формы наставничества («педагог - педагог»,
«руководитель образовательной организации - педагог», «методист образовательной организации педагог» и другие) по отношению к наставнику или группе наставляемых. Применение форм
наставничества выбирается в зависимости от цели персонализированной программы
наставничества педагога, имеющихся профессиональных дефицитов, запроса наставляемого и
имеющихся кадровых ресурсов. Формы наставничества используются как в одном виде, так и в
комплексе в зависимости от запланированных эффектов.
Виртуальное (дистанционное) наставничество - дистанционная форма организации
наставничества с использованием информационно- коммуникационных технологий. Обеспечивает
постоянное профессиональное и творческое общение, обмен опытом между наставником и
наставляемым, позволяет дистанционно сформировать пары «наставник - наставляемый», привлечь
профессионалов и сформировать банк данных наставников, делает наставничество доступным для
широко о круга лиц.
Наставничество в группе - форма организации наставничества, при реализации которой один
наставник взаимодействует с группой наставляемых одновременно (от двух и более человек).

Краткосрочное или целеполагающее наставничество - форма организации наставничества
при реализации которой наставник и наставляемый встречаются по заранее установленному
графику для постановки конкретных целей, ориентированных на определенные краткосрочные
результаты.
Реверсивное наставничество - форма организации наставничества, при реализации которой
профессионал младшего возраста становится наставником опытного работника по вопросам новых
тенденций, технологий, а опытный педагог становится наставником молодого педагога в вопросах
методики и организации учебно – воспитательного процесса.
Ситуационное наставничество - форма организации наставничества, при реализации которой
наставник оказывает помощь или консультацию всякий раз, когда наставляемый нуждается в них.
Роль наставника состоит в том, чтобы обеспечить немедленное реагирование на ту или иную
ситуацию, значимую для его подопечного.
Скоростное наставничество - форма организации наставничества, при реализации которой
организуется однократная встреча наставляемого (наставляемых) с
наставником более
высокого
уровня
(профессионалом/компетентным
лицом)
с
целью
построения
взаимоотношений с другими работниками, объединенными общими проблемами и интересами или
обменом опытом. Такие встречи помогают формулировать и устанавливать цели индивидуального
развития и карьерного роста на основе информации, полученной из авторитетных источников,
обменяться мнениями и личным опытом, а также наладить отношения «наставник - наставляемый»
(«равный - равному»).
Традиционная форма наставничества - форма организации наставничества, при реализации
которой осуществляется взаимодействие между более опытным и начинающим работником в
течение определенного продолжительного времени.
Форма наставничества «педагог-педагог» - способ реализации целевой модели
наставничества через организацию взаимодействия наставнической пары «педагогпрофессионал - педагог, вовлеченный в различные формы поддержки и сопровождения».
Форма наставничества «руководитель Учреждения - педагог» способ реализации целевой
модели наставничества через организацию взаимодействия наставнической пары «руководитель
Учреждения - педагог», нацеленную на совершенствование образовательного процесса и
достижение желаемых результатов руководителем Учреждения посредством создания
необходимых
организационно-педагогических,
кадровых,
методических,
психологопедагогических условий и ресурсов.
3. Организация системы наставничества
3.1. Система наставничества организуется на основании локального нормативного акта
Учреждения «Об утверждении положения о системе наставничества педагогических работников в
муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении № 102 «Терем-теремок»
города Калуги».
3.2. Педагогический работник назначается наставником с его письменного согласия локальным
нормативны актом Учреждения.
3.3. Руководитель Учреждения:
- осуществляет общее руководство и координацию внедрения (применения) системы (целевой
модели) наставничества педагогических работников в Учреждении;
- издает локальные акты Учреждения о внедрении (применении) системы (целевой модели)
наставничества и организации наставничества педагогических работников в Учреждении;
- утверждает куратора реализации программ наставничества, способствует отбору наставников и
наставляемых, а также утверждает их;
- утверждает Дорожную карту (план мероприятий) по реализации Положения о системе
наставничества педагогических работников в
муниципальном бюджетном дошкольном
образовательном учреждении № 102 «Терем-теремок» города Калуги (Приложение);
- издает локальные нормативные акты о закреплении наставнических пар (групп) с письменного
согласия их участников на возложение на них дополнительных обязанностей, связанных с
наставнической деятельностью;
- способствует созданию сетевого взаимодействия в сфере наставничества, осуществляет контакты с
различными учреждениями и организациями по проблемам наставничества (заключение договоров
о сотрудничестве, о социальном партнерстве, проведение координационных совещаний, участие в
конференциях, форумах, вебинарах, семинарах по проблемам наставничества);
- способствует организации условий для непрерывного повышения профессионального мастерства

педагогических работников, аккумулирования и распространения лучших практик наставничества
педагогических работников.
3.4. Куратор реализации программ наставничества:
- назначается руководителем Учреждения из числа заместителей руководителя;
- своевременно (не менее одного раза в год) актуализирует информацию о наличии в Учреждении
педагогов, которых необходимо включить в наставническую деятельность в качестве наставляемых;
- предлагает руководителю Учреждения состав методического объединения наставников для
утверждения (при необходимости его создания);
- разрабатывает Дорожную карту (план мероприятий) по реализации Положения о системе
наставничества педагогических работников в
муниципальном бюджетном дошкольном
образовательном учреждении № 102 «Терем-теремок» города Калуги;
- совместно с системным администратором ведет банк наставников и наставляемых, в том числе в
цифровом формате с использованием ресурсов Интернета - официального сайта Учреждения,
социальных сетей;
- формирует банк индивидуальных и групповых персонализированных программ наставничества
педагогических работников, осуществляет описание наиболее успешного и эффективного опыта
совместно с методическим объединением наставников и системным администратором;
- осуществляет координацию деятельности по наставничеству с представителями региональной
системы наставничества, сетевыми педагогическими сообществами;
- организует повышение уровня профессионального мастерства наставников, в том числе на
стажировочных площадках и в базовых образовательных организациях с привлечением при
возможности наставников из других образовательных организаций;
- курирует процесс разработки и реализации персонализированных программ наставничества;
- осуществляет мониторинг реализации эффективности и результативности системы
наставничества в Учреждении, оценку вовлеченности педагогов в различные формы
наставничества и повышения квалификации педагогических работников, формирует отчетные
документы о реализации системы наставничества, реализации персонализированных программ
наставничества педагогических работников;
- фиксирует данные о количестве участников персонализированных программ наставничества в
формах статистического наблюдения (совместно с системным администратором).Методическое
объединение наставников (при его наличии):
- совместно с куратором принимает участие в разработке локальных актов и
информационносопровождения
в
сфере
наставничества педагогических работников в
методического
Учреждении;
- ведет учет сведений о молодых и не имеющих опыта педагогической деятельности
специалистах и иных категориях наставляемых и их наставниках;
- участвует в подборе и закреплении пар (групп) наставников и наставляемых по определенным
вопросам (методика обучения и воспитания,
организация совместной и самостоятельной
деятельности с детьми, наставников, работников) психолого-педагогическое сопровождение
наставляемых и иные сферы профессиональной деятельности педагогических работников;
- разрабатывает, апробирует и реализует персонализированные программы наставничества,
содержание которых соответствует запросу отдельных педагогов и групп педагогических
работников;
- принимает участие в разработке методического сопровождения разнообразных форм
наставничества педагогических работников;

- осуществляет подготовку участников персонализированных программ наставничества к
мероприятиям: конкурсам профессионального мастерства, форумам, научно-практическим
конференциям, фестивалям, иным мероприятиям в сфере наставничества;
- осуществляет организационно-педагогическое, учебно-методическое, обеспечение реализации
персонализированных программ наставничества в Учреждении;
- участвует в мониторинге реализации персонализированных программ наставничества
педагогических работников;
- выполняет функции открытой площадки для осуществления консультационных,
согласовательных функций и функций медиации;
- совместно с руководителем образовательной организации, куратором реализации программ
наставничества участвует в разработке материальных и нематериальных стимулов поощрения
наставников;
- принимает участие в формировании банка лучших практик наставничества педагогических
работников, информационном сопровождении персонализированных программ наставничества на
сайте (специализированной странице сайта) Учреждения и социальных сетях (совместно с
куратором и системным администратором).
4. Права и обязанности наставника
4.1. Права наставника:
- привлекать для оказания помощи наставляемому других педагогических работников
Учреждения с их согласия;
- знакомиться в установленном законодательством о персональных данных порядке с
материалами личного дела наставляемого или получать другую информацию о лице, в отношении
которого осуществляется наставничество;
- обращаться с заявлением к куратору и руководителю Учреждения с просьбой о сложении с него
обязанностей наставника;
- осуществлять мониторинг деятельности наставляемого в форме личной проверки выполнения
заданий.
4.2. Обязанности наставника:
- руководствоваться требованиями законодательства Российской Федерации, региональными и
локальными нормативными правовыми актами Учреждения при осуществлении наставнической
деятельности;
- находиться во взаимодействии со всеми структурами Учреждения, осуществляющими работу с
наставляемым по программе наставничества;
- осуществлять включение молодых и не имеющих опыта педагогической деятельности
специалистов в общественную жизнь коллектива, содействовать расширению общекультурного и
профессионального кругозора, в т.ч. и на личном примере;
- создавать условия для научного поиска, творчества в педагогическом процессе через привлечение
к инновационной деятельности;
- содействовать укреплению и повышению уровня престижности преподавательской деятельности,
организуя участие в мероприятиях для молодых и не имеющих опыта педагогической
деятельности специалистов различных уровней (профессиональные конкурсы, конференции,
форумы и др.);
- участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической деятельностью наставляемого,
вносить предложения о его поощрении или применении мер дисциплинарного воздействия;
- рекомендовать участие наставляемого в профессиональных региональных и федеральных
конкурсах.
5. Права и обязанности наставляемого
5.1. Права наставляемого:
- систематически повышать свой профессиональный уровень;
- участвовать в составлении персонализированной программы наставничества педагогических
работников;
- обращаться к наставнику за помощью по вопросам,
связанным
с
должностными
обязанностями, профессиональной деятельностью;
- вносить на рассмотрение предложения по совершенствованию персонализированных программ
наставничества педагогических работников образовательной организации;
- обращаться к куратору и руководителю Учреждения с ходатайством о замене наставника.

5.2. Обязанности наставляемого:
- изучать федеральное, региональное, муниципальное законодательство и локальные
нормативные акты, регулирующие деятельность в сфере наставничества педагогических
работников;
- реализовывать мероприятия плана персонализированной программы наставничества в
установленные сроки;
- выполнять указания и рекомендации наставника по исполнению должностных,
профессиональных обязанностей;
- совершенствовать профессиональные навыки, практические приемы и способы качественного
исполнения должностных обязанностей;
- устранять совместно с наставником допущенные в профессиональной деятельности ошибки;
- проявлять дисциплинированность, организованность в работе и учебе;
- учиться у наставника передовым, инновационным методам и формам работы, правильно
строить свои взаимоотношения с ним.
6. Процесс формирования пар и групп наставников и педагогов, в
отношении которых осуществляется наставничество
6.1. Формирование наставнических пар (групп) осуществляется по следующим критериям:
профессиональный профиль или личный (компетентностный) опыт наставника должны
соответствовать запросам наставляемого или наставляемых;
у наставнической пары (группы) должны сложиться конструктивные взаимоотношения,
позволяющие в будущем эффективно взаимодействовать в рамках программы наставничества.
6.2. Сформированные на добровольной основе с непосредственным участием куратора,
наставников и педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество, пары (группы)
утверждаются локальным нормативным актом образовательной организации.
7. Завершение персонализированной программы наставничества
7.1. Завершение персонализированной программы наставничества происходит в случае:
- завершения плана мероприятий персонализированной программы наставничества в полном
объеме;
- по инициативе наставника или наставляемого и (или) обоюдному решению (по уважительным
обстоятельствам);
- по инициативе куратора (в случае неудовлетворительного исполнения персонализированной
программы наставничества в силу различных обстоятельств со стороны наставника и (или)
наставляемого, в том числе обстоятельств непреодолимой силы или форс-мажора).
7.2. По обоюдному согласию наставника и наставляемого (наставляемых) педагогов возможно
продление срока реализации персонализированной программы наставничества или корректировке
её содержания (например, плана мероприятий, формы наставничества).
8. Условия публикации результатов персонализированной программы
наставничества педагогических работников на сайте Учреждения
8.1. Для размещения информации о реализации персонализированной программы наставничества
педагогических работников на официальном сайте Учреждения
(далее официальный сайт)
создается специальный раздел (рубрика).
На официальном сайте размещаются сведения о реализуемых персонализированных
программах наставничества педагогических работников, базы наставников и наставляемых, лучшие
практики реализации персонализированных программ наставничества педагогических работников,
федеральное, региональное, муниципальное законодательство и локальные нормативные акты,
регулирующие деятельность в сфере наставничества педагогических работников, методические
рекомендации, новости и анонсы мероприятий и программ наставничества педагогических
работников в Учреждении и др.
8.2. Результаты персонализированных программ наставничества педагогических работников в
Учреждении публикуются после их завершения.
9. Заключительные положения
9.1. Настоящее Положение вступает в силу со дня утверждения руководителем Учреждения.
9.2. В настоящее Положение могут быть внесены изменения и дополнения в соответствии с вновь
принятыми законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации, Калужской
области и вновь принятыми локальными нормативными актами Учреждения.

Приложение
Примерная дорожная карта (план мероприятий) по реализации Положения о системе
наставничества педагогических работников в Учреждении
№
п/п
1.

2.

3.

Наименование
этапа
Подготовка условий
для реализации
системы
наставничества

Содержание деятельности и примерный план мероприятий*
Подготовка и принятие локальных нормативных правовых актов
Учреждения:
- приказ «Об утверждении положения о системе наставничества
педагогических работников в муниципальном бюджетном
дошкольном образовательном учреждении № 102 «Теремтеремок» города Калуги»;
- Дорожная карта (план мероприятий) по реализации
Положения;
- приказ(ы) о закреплении наставнических пар (групп) с
письменного согласия их участников на возложение на них
дополнительных обязанностей, связанных с наставнической
деятельностью;
- подготовка персонализированных программ наставничества
при наличии в организации наставляемых.

Формирование
банка
наставляемых

1. Сбор информации о профессиональных запросах педагогов.
2. Формирование банка данных наставляемых, обеспечение
согласий на сбор и обработку персональных данных.

Формирование
банка
наставников

1. Проведение анкетирования среди потенциальных наставников
в Учреждении, желающих принять участие в
персонализированных программах наставничества.
2. Формирование банка данных наставников, обеспечение
согласий на сбор и обработку персональных данных

4.
Отбор и обучение

1. Анализ банка наставников и выбор подходящих для конкретной
персонализированной программы наставничества
педагога (группы педагогов).
2. Обучение наставников для работы с наставляемыми:
- подготовка методических материалов для сопровождения
наставнической деятельности;
- проведение консультаций

5.

Организация и
1. Формирование наставнических пар (групп);
осуществление работы 2. Разработка персонализированных программ наставничества для
наставнических
каждой пары (группы);
пар/групп
3. Организация психолога-педагогической поддержки
сопровождения наставляемых.

6.

Завершение
персонализированных
программ
наставничества

7.

Информационная
поддержка
системы
наставничества

1. Проведение мониторинга качества реализации
персонализированных программ наставничества (анкетирование);
2. Проведение школьной конференции или семинара;
3. Проведение итогового мероприятия (круглого стола) по
выявлению лучших практик наставничества.
Освещение мероприятий Дорожной карты на официальном сайте
образовательной организации и в социальных сетях.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».