муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 102 «Терем-теремок» города Калуги (МБДОУ № 102 «Терем-теремок» г. Калуги) ПРИНЯТО педагогическим совет МБДОУ № 102 «Терем-теремок» г. Калуги (протокол № 1 от 30.08.2022) УТВЕРЖДЕНО приказом МБДОУ № 102 «Терем-теремок» г. Калуги от 31.08.2022 № 191-ОД СОГЛАСОВАНО советом родителей МБДОУ № 102 «Терем-теремок» г. Калуги (протокол №1 от 29.08.2022) ПОЛОЖЕНИЕ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ № 102 «ТЕРЕМ-ТЕРЕМОК» ГОРОДА КАЛУГИ г. Калуга, 2022 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано для муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 102 «Терем-теремок» города Калуги (далее – Учреждение) в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012, Федеральными Государственными образовательными стандартами дошкольного образования (ФГОС ДО), утвержденным приказом № 1155 от 17.10.2013. 1.2. Настоящее Положение регулирует взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников, организации вовлечения родителей (законных представителей) в единое пространство детского развития. 1.3. Учреждение предоставляет родителям (законным представителям) информацию о программе, методах и формах её реализации, а так же обсуждает с родителями (законными представителями) вопросы, связанные с реализацией основной образовательной программы Учреждения, рабочей программы воспитания. 1.4. Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников проходит в рабочее время. Цели и задачи взаимодействия с семьями воспитанников 2. 2.1. Главными целями взаимодействия педагогического коллектива Учреждения с семьями воспитанников дошкольного возраста являются: обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов; обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях Учреждения и семьи; повышение воспитательного потенциала семьи. 2.2. Основные задачи взаимодействия с семьями воспитанников: 1) информирование родителей (законных представителей) и общественности относительно целей Учреждения, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, о мерах господдержки семьям, имеющим детей дошкольного возраста, а также об образовательной программе, реализуемой в Учреждении; 2) просвещение родителей (законных представителей), повышение их правовой, психолого-педагогической компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей; 3) способствование развитию ответственного и осознанного родительства как базовой основы благополучия семьи; 4) построение взаимодействия в форме сотрудничества и установления партнёрских отношений с родителями (законными представителями) детей младенческого, раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач; 5) вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс. Принципы взаимодействия Учреждения с семьями воспитанников 3. приоритет семьи в воспитании, обучении и развитии ребёнка: в соответствии с 1) Законом об образовании у родителей (законных представителей) обучающихся не только есть преимущественное право на обучение и воспитание детей, но именно они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка; открытость: для родителей (законных представителей) должна быть доступна 2) актуальная информация об особенностях пребывания ребёнка в группе; родителей (законных представителей) свободный доступ в каждому из Учреждении; между педагогами представителями) необходим обмен информацией ребёнка в ДОО и семье; должен быть предоставлен и родителями (законными об особенностях развития взаимное доверие, уважение и доброжелательность во взаимоотношениях 3) педагогов и родителей (законных представителей): при взаимодействии педагогу необходимо придерживаться этики и культурных правил общения, проявлять позитивный настрой на общение и сотрудничество с родителями (законными представителями); важно этично и разумно использовать полученную информацию как со стороны педагогов, так и со стороны родителей (законных представителей) в интересах детей; индивидуально-дифференцированный 4) подход к каждой взаимодействии необходимо учитывать особенности семейного потребности родителей (законных представителей) в отношении семье: при воспитания, образования ребёнка, отношение к педагогу и Учреждению, проводимым мероприятиям; возможности включения родителей (законных представителей) в совместное решение образовательных задач; возрастосообразность: при планировании и осуществлении взаимодействия 5) необходимо учитывать особенности и характер отношений ребёнка с родителями (законными представителями), прежде всего, с матерью (преимущественно для детей младенческого и раннего возраста), обусловленные возрастными особенностями развития детей. Направления деятельности, методы, приемы и способы взаимодействия с родителями (законными представителями) 1) Диагностико-аналитическое направление реализуется через опросы, социологические 4. срезы, педагогические беседы с родителями (законными представителями); дни открытых дверей, открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей и так далее. 2) Просветительское и консультационное направления реализуются через групповые родительские собрания, конференции, круглые столы, семинары практикумы, тренинги, мастер-классы, беседы, консультации, решение кейсов, педагогические гостиные, родительские клубы и другое; информационные проспекты, стенды, ширмы, папки передвижки для родителей (законных представителей); газеты, издаваемые Учреждением 3 для родителей (законных представителей), педагогические библиотеки для родителей (законных представителей); сайт Учреждения и социальные группы в сети Интернет; медиарепортажи и интервью; фотографии, выставки детских работ, совместных работ родителей (законных представителей) и детей, конкурсах. Включают также и досуговую форму - совместные праздники и вечера, семейные спортивные и тематические мероприятия, тематические досуги, знакомство с семейными традициями и другое. 5. Документация и отчетность 5.1. Каждый педагогический работник имеет документацию, отражающую основное содержание, организацию и методику работы по взаимодействию с семьями воспитанников (планы работы с родителями (законными представителями) воспитанников по дошкольному образовательному учреждению на учебный год; протоколы групповых родительских собраний; конспекты мероприятий; отчеты педагогов о проведенных педагогических наблюдениях, диагностических исследованиях, анкетировании с выводами, мониторинге). 5.2. Итоговое заседание педагогического совета предполагает заслушивание отчета о проделанной работе по взаимодействию с семьями и перспективах дальнейшей деятельности. 5.3. Отчет о результатах самообследования включает аналитические материалы по итогам изучения удовлетворенности семьи образовательными услугами. 6. Анализ взаимодействия с семьями воспитанников в Учреждении 6.1. Система оценки взаимодействия с родителями (законными представителями) в Учреждении осуществляется в рамках ВСОКО. 6.2. Критерии анализа годового плана: планирование задач на диагностической основе с учетом анализа достижений и трудностей в работе с семьей за прошлый год; учет интересов и запросов родителей при планировании содержания мероприятий; разнообразие планируемых форм работы; планирование работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров по вопросам взаимодействия с семьей; разнообразие форм методической помощи педагогическим кадрам в вопросах взаимодействия с семьей (педагогические советы, семинары, работа в творческих группах, консультации, деловые игры, тренинги и т.д.); выявление, обобщение, внедрение успешного опыта работы отдельных педагогов с семьями воспитанников; выявление передового опыта семейного воспитания и распространение его в ДОУ. 6.3. Критерии анализа планов воспитательно-образовательной работы педагогов: 4 планирование содержания мероприятий на основе учета интересов, нужд, (использование новых потребностей родителей; разнообразие планируемых форм работы с семьей педагогических технологий); 6.4. Критерии анализа протоколов родительских собраний: разнообразие тематики и форм проведенных собраний; отражение в протоколе активности родителей (вопросы, пожелания, предложения со стороны родителей); учет мнения и пожеланий родителей при организации последующих мероприятий. Контроль 7. 7.1. Взаимодействие с семьями воспитанников является одним из звеньев по реализации основной образовательной программы и программы воспитания Учреждения. 7.2. Контроль за данной деятельностью осуществляет старший воспитатель. 7.3. Старший воспитатель имеет право: посещать групповые родительские собрания с заблаговременной информацией об этом воспитателя; изменить планирование работы по взаимодействию с родителями по производственной необходимости; привлекать родителей воспитанников к мероприятиям (участию в различных проектах, выставкам, конкурсам и т.д.) в Учреждении. 8. Ответственность 8.1. Лица, осуществляющие анализ взаимодействия с семьями воспитанников в Учреждении, несут ответственность за достоверность излагаемых фактов, представляемых в справках по итогам оценки. 8.2. Заведующий Учреждением несет ответственность за предоставление информации об уровне взаимодействия с семьями воспитанников Учредителю, родительской общественности. 9. Делопроизводство 9.1. Результаты (информационно-аналитические справки, таблицы, диаграммы и др.) оформляются на бумажных и электронных носителях и хранятся в течение трех лет. 10. Срок действия Положения 10.1. Срок данного Положения не ограничен. Положение действует до принятия нового. 10.2. Настоящее Положение, также изменения и дополнения в «Положение о взаимодействии с семьями воспитанников» могут вноситься на организационнометодических, педагогических совещаниях и вступают в силу с момента их утверждения заведующим Учреждения, при обязательном согласовании с Советом родителей. 5