Программа Цветной мир

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 102
«Терем-теремок» города Калуги
(МБДОУ № 102 «Терем-теремок» г. Калуги)

ПРИНЯТА
педагогическим советом
МБДОУ № 102 «Терем-теремок» г. Калуги
Протокол № 1 от 31 августа 2022 г.

УТВЕРЖДЕНА
приказом МБДОУ № 102
«Терем-теремок» г. Калуги
№ 191-ОД от 31.08.2022

Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа
«Цветной мир»
(художественной направленности)
для детей 4 - 5 лет
(срок реализации 1 год)

г. Калуга
2022 г

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Цветной мим» для детей
4-5 лет муниципального бюджетного дошкольного общеобразовательного учреждения «Теремтеремок» города Калуги (далее – МБДОУ «Терем-теремок» г. Калуги) разработана Киндировой
Любовью Андреевной, воспитателем изобразительной деятельности МБДОУ № 102 «Теремтеремок» г. Калуги. Внутренняя экспертиза проведена. Программа рекомендована к рассмотрению
на Педагогическом совете Учреждения.
Старший воспитатель

_________________ (М.С. Большакова)
_________________ (И.В. Замчалкина)

29 августа 2022 года
Рассмотрена и принята на Педагогическом совете 31 августа 2022 г. протокол № 1.

2

СОДЕРЖАНИЕ
№п/п Оглавление

Стр.

1.

Комплекс основных характеристик Программы

1.1
1.2
1.3

Пояснительная записка
Цель и задачи дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программа Программы
Содержание Программы

5

1.4.

Планируемые результаты освоения Программы

7

2.
2.1
2.2

Комплекс организационно-педагогических условий
Условия реализации Программы
Формы педагогической диагностики

7
8

2.3
3.

Методические материалы
Список литературы
Приложения

4
5

8
9

3

Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
1.1.

Пояснительная записка

Актуальность
В изобразительной деятельности ребенок выражает свое внутреннее отношение, пробует
свои силы и совершенствует свои способности. Она не только доставляет ему удовольствие,
но прежде всего обогащает и формирует его представления о мире.
В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для
эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые постепенно переходят в
эстетические чувства, способствуют формированию эстетического отношения к
действительности.
Именно поэтому современные педагоги и психологи выступают против традиционныхдидактических методов обучения, которые пробуждают их фантазии, но исключительно в
рамках навязываемых им схем, образцов, представлений.
Использование нетрадиционных техник не требуют от детей высокоразвитых
технических умений, дают возможность более «рельефно» продемонстрировать возможности
некоторых изобразительных средств, что позволяет развивать умение видеть выразительность
форм.
Новизна Программы, заключена в подходах к занятиям. Предполагаемые в них техники
рисования раскрепощают ребенка. Он не боится, что у него что-то не получится. Данные
техники позволяют сделать работы детей более интересными, выразительными, красочными,
а также развивать детскую самостоятельность, мышление, познавательный интерес,
положительное отношение к художественной деятельности. Кроме того, способствует
эффективному развитию детского творчества в разных формах его проявления.
Отличительные особенности
Программа «Цветной мир» не допускает дублирования основной образовательной
программы, реализуемой в учреждении, ориентирует не на уровень знаний, а на развитие
творческих возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития, организует и сочетает в
единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности, готовит переход от
игровой к творческой деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и
взрослыми.
Занятия, основанные на использовании многообразных нетрадиционных художественных
техник рисования, демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов.
Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования.
Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие
возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Программа разработана на основе опыта работы Казаковой Р.Г., Утробиной К. К.,
Утробина Г. Ф.
Адресат программы
Данная Программа предназначена для организации дополнительной образовательной
деятельности детей 4-5 лет. Программа рассчитана на любой социальный статус детей,
имеющих различные творческие способности. Набор детей носит свободный характер
(принимаются все желающие) и обусловлен интересами воспитанников и их родителей.
Характеристика возрастных особенностей развития дошкольника 5-7 лет,
способствующих результативному усвоению программы.
Объём и срок освоения программы
Объем программы – 56 часов.
Программа рассчитана на один год обучения.
Срок освоения программы определен содержанием и обеспечивает возможность
достижения планируемых результатов, заявленных в программе.
Формой осуществления образовательного процесса является занятие.
4

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий устанавливается
в соответствии с возрастом воспитанников и подчиняется требованиям СанПиН.
Продолжительность одного занятия в группе с детьми 4-5 лет - 20 минут, одно занятие
в день. Общее количество часов в неделю - 2. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.
Воз
раст

4-5 лет

Продол
житель
ность
1 занятия

Периоди
чность в
неделю

20 мин.

2 раза

Количество часов
в неделю
2

в месяц
8

в год
72

Форма обучения: очная
Особенности организации образовательного процесса
Формой организации образовательного процесса является учебная группа с постоянным
составом детей одного возраста. Все занятия проводятся на основе разработанных конспектов в
занимательной игровой форме, что не утомляет детей и способствует лучшему усвоению
материала. В ходе занятий используются мультфильмы, электронные игры и презентации. Занятия
проводятся в определённой системе, учитывающей возрастные особенности детей. Строятся на
основе индивидуально-дифференцированного подхода к детям.
При разработке программы учитывались следующие нормативные документы:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
Приказ Министерства образования и науки в РФ от 17 октября 2013 года
№ 1155 «Об утверждении государственного образовательного стандарта дошкольного
образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., 30384);
3. Санитарные правила
4. Устав МБДОУ №102 «Терем-теремок» г. Калуги.
1.
2.

1.2. Цель и задачи дополнительной Программы
ЦЕЛЬ реализуемой Программы: развитие художественно-творческих способностей детей
дошкольного возраста в условиях изобразительной деятельности на основе изучения и
освоения различных нетрадиционных техник и материалов.
Задачи реализуемой Программы:
1. Познакомить с нетрадиционным изобразительным техникам рисования
и
способам
изображения с использованием различных материалов.
2. Обучить основам создания своих неповторимых художественных образов, используя
различные техники рисования.
3. Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений
окружающей деятельности.
4. Формировать умение оценивать созданные изображения.
5. Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности, аккуратность в работе и
бережное отношение к материалам, используемым в работе.
6. Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.

1.
2.
3.

1.3. Содержание программы
Ведущими принципами построения содержания Программы являются:
Принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в
продуктивных видах деятельности.
Принцип возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий,
требований, методов возрасту и особенностям развития).
Принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных
5

особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе
содержания своего образования, становится субъектом дошкольного образования.
4. Принцип поддержки инициативы детей в продуктивных видах деятельности.
5. Создания каждому ребенку условий максимального эмоционального благополучия и
успешности в процессе деятельности.
6. Приоритет самостоятельной деятельности ребенка.
Программа включает разнообразное содержание образовательной деятельности,
предусматривает освоение следующих техник:
 рисование пальчиками,
 рисование ладошками.
 тычок жёсткой полусухой кистью,
 оттиск пробкой,
 оттиск печатками из картофеля,
 обрывание бумаги,
 скатывание бумаг,
 оттиск печатками из ластика,
 оттиск смятой бумагой.
 печать по трафарету,
 монотипия и др.

Содержание образовательной деятельности
1.
Вводное занятие
Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий, демонстрация изделий. Инструменты
и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правильное положение
рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ.
2.
Рисование пальчиками
Теория: познакомить детей с техникой «пальчиковая живопись» и с понятиями пятно, точка,
короткая линия, цвет.
Практика: учить детей набирать краску на палец, ритмично наносить точки, не выходя за
пределы контура.
3.
Монотипия
Теория: знакомство с новой техникой нетрадиционного рисования. Создание сложных
изображений при использовании несложных приёмов.
Практика: научить детей складывать лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж,
на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро,
чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка,
протирается влажной губкой.
4.
Тычок сухой кистью
Теория: познакомить с понятием «тычок»
Практика: научить детей рисовать «тычком». Дети опускают в гуашь кисть и ударяют ею по
бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется
весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей
поверхности.
5.
Кляксография
Теория: познакомить детей с понятием «кляксография».
Практика: научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Зачерпывать гуашь
пластиковой ложкой и выливать на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном
порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист
пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист
снимается, изображение рассматривается, определяется, на что оно похоже. Недостающие
детали дорисовываются
6.
Набрызг
Теория: познакомить детей с техникой «набрызг».
Практика: научить детей набирать краску на кисть и ударять кистью о картон, который держит
над бумагой. Затем закрашивать лист акварелью в один или несколько цветов. Краска
6

разбрызгивается на бумагу.
7.
Рисование ладошками. (8ч.)
Теория: познакомить с техникой «рисования ладошками»
Практика: научить детей рисовать ладошками, опускать в гуашь ладошку (всю кисть) или
окрашивать ее с помощью кисточки и делать отпечаток на бумаге. Рисовать и правой и левой
руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытирать салфеткой, затем гуашь
легко смывается.
8.
Рисование по мокрой бумаге(4ч.)
Теория: познакомить с техникой «рисование по мокрой бумаге»
Практика: научить детей рисовать на мокрой бумаге, как сделать бумагу немного влажной.
Если будет бумага излишне мокрой - рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется
намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или
(если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных
образов.
9.
Другие техники рисования
Теория: познакомить детей с понятиями «оттиск смятой бумаги», «граттаж»,
«пластилинография».
Практика: научить создавать композиции, сочетать изобразительные техники, освоить технику
рисования кисточкой, закреплять умение украшать предмет несложной формы, нанося рисунок
по возможности равномерно на всю поверхность. Упражняться в технике печатания.
Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами,
необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение
выбирать технику.
10. Итоговое занятие. Итоговая диагностика. (1ч.)
Организация выставки лучших работ воспитанников. Обсуждение результатов выставки,
подведение итогов, награждение.
1.4. Планируемые результаты освоения Программы
Результаты освоения Программы :
Ребенок
 знаком с различными способами и приёмами нетрадиционных техник рисования с
использованием различных изобразительных материалов;
 различает формы, размеры, цвета в процессе восприятия предметов и явлений
окружающего мира и искусства, может отметить некоторые средства выразительности
при косвенной помощи педагога;
 умеет создавать различные образы в процессе собственной деятельности, используя
изобразительные материалы и инструменты.
 уверенно использует отдельные нетрадиционные способы создания изображения.
 умеет передавать личное отношение к объекту изображения, проявляет интерес к
изобразительной деятельности, как средству выражения чувств, отношений;
 проявляет интерес к сверстникам, проявляет навыки сотрудничества;
 проявляет аккуратность в работе и бережное отношение к используемым в работах
материалам;
РАЗДЕЛ 2. Комплекс организационно-педагогических условий
Условия реализации Программы
Занятия проводят педагоги Учреждения, которые знают индивидуальные и возрастные
особенности дошкольников, формы и способы организации детской деятельности, современные
подходы к взаимодействию с воспитанниками. В совершенстве владеют методикой применения
нетрадиционных техник изображения. Используют в работе ИКТ технологии, включая работу с
интерактивной доской. Они обладают необходимыми профессиональными компетенциями для
решения задач, определённых Программой.
7
2.1.

Обучение дошкольников осуществляется в благоприятных условиях, соответствующих
требованиям санитарных норм к организации образовательного процесса, пожарной и
электробезопасности.
Материально-техническая база для проведения занятий приведена в соответствие с
задачами по обеспечению реализации Программы, необходимого учебно -материального
оснащения образовательного процесса и созданию соответствующей образовательной среды.
Условия реализации Программы обеспечивают возможность достижения воспитанниками
результатов освоения Программы.
Помещения для занятий: кабинет изобразительной деятельности. Оснащен интерактивной
доской, компьютером с выходом в Интернет. С учетом возрастных особенностей детей для
проведения занятий используются иллюстрации, картины, развивающие и интерактивные игры
и пр. (Приложение 2)
Оснащение и оборудование кабинета соответствуют принципу необходимости и
достаточности для организации образовательного процесса.
Эффективная реализация Программы невозможна без соответствующего финансового
обеспечения, и создания определенных финансовых условий. Финансирование образовательной
деятельности осуществляется посредством отчислений от организации платных
образовательных услуг.
Формы педагогической диагностики
Педагогическая диагностика освоения образовательной Программы проводится
педагогом, ведущим занятия с дошкольниками в середине и конце учебного года. Диагностика
может проводится в форме: анализа продуктов детской деятельности, устного опроса,
тестирования, выставки (однодневные выставки, которые проводят с целью обсуждения,
оценивать работы начинают сами авторы; -выставки по итогам года, на которой определяется
полнота реализации образовательной программы; -выставка – конкурс, это не только отчёт, но
и процесс самопознания). (Приложение 3).
Критерии их оценки позволяют определить достижение ребенком планируемых
результатов. Данные о результатах мониторинга заносятся в специальную карту, которая
ведется в рамках реализации Программы. С помощью диагностики оценивается степень
продвижения ребенка в усвоении Программы. Ценность диагностики заключается не в
прямом получении конкретных результатов, констатирующих достижения или проблемы
дошкольников. Ее главной функцией является выявление причин, затрудняющих
продвижение ребенка на более высокий уровень развития. На их устранение должны быть
направлены усилия педагогов. Результаты диагностики – это отправные точки для
определения эффективности педагогического воздействия при реализации Программы.

2.2.

Методические материалы
В целях создания условий для достижения современного качества образования
используются эффективные методы обучения, здоровьесберегающие технологии. При
реализации Программы педагоги применяются словесные, наглядные, игровые и практические
приемы и методы взаимодействия взрослого и ребенка. Для поддержки воспитанников
используются методы: поощрения самостоятельности, постановки творческих задач и пр.
Конкретное содержание реализуется в различных видах деятельности (общении, игре,
практической деятельности):
• игровой, включая дидактическую игру и другие виды игры;
• коммуникативной (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
 познавательно-исследовательской (экспериментирование с художественными материалами);
• восприятии художественной литературы и фольклора;
• изобразительной.
В среднем дошкольном возрасте ребёнок совершенствуется через игру, поэтому игровые
образовательные технологии являются ведущими, а предлагаемые детям знания выступают в
качестве средства развития личности ребёнка – дошкольника.
Для успешной реализации программы используются различные педагогические технологии:
игровые, т.к. ведущей деятельностью для детей дошкольного возраста является
2.3.

8

игровая;
информационно-коммуникационные – обеспечивают наглядность, доступность,
устойчивый интерес к познанию нового, представляют новые возможности добычи
информации;
технологии деятельностного метода, развития творческого мышления, которые
обеспечивают самостоятельный поиск новых способов изображения на основе имеющихся
знаний и опыта ребёнка.
Ориентация на самостоятельную деятельность ребёнка органично сочетается с групповыми
методами работы.
3.

Список литературы
1. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. – М.:
Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 80 с.
2. Казакова Р.Г., Т. И. Сайганова, Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова, Т. В. Смагина. Рисование
с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты
занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой - М.: ТЦ Сфера, 2005.- 128 с.
3. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез,
2008.- 192с.: цв.вкл.
4. Курочкина Н.А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. – СПб.: «ДЕТСТВОПРЕСС»,2004.- 272с.
5. Курочкина Н.А. Знакомим с натюрмортом. – СПб.: Издательство «ДЕТСТВОПРЕСС»,2006.- 112с.
6. Курочкина Н.А. О портретной живописи - детям. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2008. 112с.
7. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты
занятий, методические рекомендации. Средняя группа. -М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА»,
2006. - 144 с.
8. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты
занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа. - М.:
«КАРАПУЗ- ДИДАКТИКА», 2006. - 208 с.
9. Лыкова И. А.. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты
занятий, методические рекомендации. Старшая группа. - М.: «КАРАПУЗ _
ДИДАКТИКА», 2006. - 208 с.
10. Смирнова М. Г.. Изобразительная деятельность старших дошкольников: рекомендации,
занятия, дидактические игры / авт. - сост. М. Г. Смирнова,- Волгоград: Учитель, 2009. 270 с.
11. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3 -7
лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2001
12. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: средняя группа;М.: ВЛАД ОС, 2006 -143с.
13. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Старшая группа:
Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошк. учреждений. -М.: ВЛАД ОС, 2003.
- 160 с.
14. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: группа; - М.:
ВЛАД ОС, 2006 -175 с.

9

Приложение 1
Календарный учебный график
Календарный учебный график
образовательного процесса
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.

регламентирует

общие

требования

к

организации

Содержание
Начало занятий
Окончание занятий
Продолжительность учебного года
Режим работы
Продолжительность занятия

1 сентября текущего года
31 мая последующего года
28 недель
По 1 занятию 2 раза в неделю
20 минут

10

Приложение 2
Перечень оборудования и материалов:
Технические средства
обучения

-интерактивная доска с набором иллюстраций, картинок,
интерактивных игр, презентаций, мультфильмов, клипов;
-компьютер с доступом в Интернет;
-принтер;

Расходные материалы
для занятий

Альбом 40 листов
Набор цветной бумаги для принтера (50 листов)
Восковые мелки (набор)
Гуашь (набор по 9 цветов + 2 большие банки любого цвета,
лучше фирмы «Луч»)
Кисти щетина № 9 (круглые), № 6 (плоские)
Клей-карандаш
Ножницы (с тупыми концами)
Салфетки бумажные (1 упаковка любого цвета)
Салфетки влажные (1 упаковка)
Картон (набор лучше матовый)
Пластиковый контейнер (плотный, для 9 баночек гуаши)
Карандаш угольный или сангина (1 шт.)
Тампоны поролоновые (набор)

Экранно-звуковые
пособия

-аудиозаписи в соответствии с программой обучения;
-видеофильмы, соответствующие тематике Программы;
-слайды, презентации, соответствующие тематике
Программы;
-мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы
соответствующие тематике Программы.

Наглядные пособия

-Репродукции картин русских и советских художников.
-«Русское народное декоративно - прикладное искусство в
детском саду» схемы росписи: Гжельская роспись,
Хохлома, Дымка, Городец
-Иллюстрации «Любимые сказки»
-Портреты русских художников
-Детская литература
-Демонстрационные альбомы
-Наглядно - дидактические пособия
-Предметы декоративно-прикладного искусства
-Дидактические игры
-Интерактивные игры и пособия
-Приложения к занятиям

Оборудование

-столы двухместные с комплектом стульев;
-шкафы для хранения дидактических материалов, пособий,
материалов и пр.
-магнитная доска, магниты

11

Приложение 3
Диагностические материалы
Механизм диагностики качества образовательного процесса, позволяющий отследить
уровень освоения воспитанниками теоретической и практической части программы, динамику
роста знаний, умений и навыков основан на методике Н.Р. Волегова, адаптированной к
программе «Цветной мир». (Методическая разработка нетрадиционной техники
изобразительной деятельности как способ развития детей дошкольного возраста).
Уровни развития художественных способностей детей дошкольного возраста
Разделы

Низкий
уровень развития

Техника
работы с
материалами

Дети не знакомы с
нетрадиционными
техниками рисования,
используют их только с
помощью взрослого.

Предметное
и сюжетное
изображение

Передают
общие,
типичные, характерные
признаки объектов и
явлений после беседы с
взрослым. Используют
одно
из
средств
выразительности (цвет
или форма). Используют
нетрадиционные техники
рисования для получения
результата только после
показа
образца
взрослым.

Средний
уровень развития

Высокий
уровень развития

Дети знакомы с
необходимыми
навыками
нетрадиционной техники
рисования и умеют
использовать
нетрадиционные
материалы и
инструменты, но им
нужна незначительная
помощь.
Передают
общие,
типичные, характерные
признаки объектов и
явлений.
Пользуются
средствами
выразительности.
Обладает
нагляднообразным мышлением.
При
использовании
навыков нетрадиционной
техники
рисования
результат
получается
недостаточно
качественным.

Самостоятельно
используют
нетрадиционные
материалы
и
инструменты. Владеют
навыками
нетрадиционной техники
рисования и применяют
их.
Оперируют
предметными
терминами.
Умеет
передавать
несложный
сюжет,
объединяя в рисунке
несколько
предметов,
располагая их на листе в
соответствии
с
содержанием
сюжета.
Умело
передает
расположение
частей
при рисовании сложных
предметов и соотносит
их
по
величине.
Применяет все знания в
самостоятельной
творческой
деятельности.
Развито
художественное
восприятие
и
воображение.
При
использовании навыков
нетрадиционной техники
рисования
результат
получается
качественным.
Проявляют
самостоятельность,
инициативу
и
творчество.

12

Декоративно
-прикладная
деятельност
ь и дизайн

Виды декоративного
искусства не различают.
Украшают предметы
простейшими
орнаментами с
помощью взрослого.

Различают некоторые
виды декоративного
искусства. Умеют
украшать предметы
простейшими
орнаментами и узорами
с использованием
нетрадиционной
техники рисования.

Умело
применяют
полученные знания о
декоративном
искусстве. Украшают
силуэты
игрушек
элементами
дымковской росписи с
применением
нетрадиционной
техники
рисования.
Умеют
украшать
объемные
предметы
различными приемами.

Диагностическая карта
Ф.И. ребёнка

Техника работы с
материалами
Уровень развития

Предметное
сюжетное
изображение

и Декоративноприкладная
деятельность
и
дизайн
Уровень развития
Уровень развития

1.
2.
3.
Высокий уровень – 3 балла. Ребенок выполняет задание самостоятельно без затруднений
и помощи взрослого.
Средний уровень – 2 балла. Ребенок выполняет задание, использует речевые формы
коммуникации, выполняет задание с незначительной помощью педагога.
Низкий уровень – 1 балла.
Ребенок не откликается на инициированное взрослым
общение, затрудняется в речевом выражении выполнения задания.
Результаты обследования заносятся в диагностическую карту, педагог ставит баллы каждому
ребенку по каждому критерию, соотнося умения ребенка с оценочными характеристиками.
Уровни освоения образовательных областей: 1 – 1,6 низкий, 1,7 – 2,3 средний, 2,4 – 3,0
высокий.
На основе полученных данных делаются выводы, строится стратегия работы,
выявляются сильные и слабые стороны, разрабатываются технология достижения ожидаемого
результата, формы и способы устранения недостатков.
Диагностика проводится два раза в год: в начале учебного года (январе) и в конце учебного
года (итоговая – май).

13

Приложение 4
Тематическое планирование образовательной деятельности
Тема занятия,
месяц

Нетрадиционные
техники

З
а
д
а
ч
и

Материал и
оборудование

Сентябрь
1. Веселый
мухомор

Рисование
пальчиками

Рисование
пальчиками, оттиск
2. Птички клюют ягоды пробкой

Оттиск
2. Солнышко
печатками из
лучистое, почему ты картофеля (круги
стало чаще
разной величины)
прятаться?

Продолжать знакомство
с изобразительной
техникой рисования
пальчиками. Учить
наносить точки на всю
поверхность бумаги.
Закреплять умение
ровно закрашивать
шляпку гриба, окунать
кисть в краску по мере
необходимости, хорошо
её промывать.

Вырезанный из бумаги
шаблон мухомора
различной формы,
гуашь, мисочки для
краски, салфетки,
иллюстрации или
муляж мухомора.
Тонированный лист А4,
гуашь, мисочки для
краски, кисть , сухие
листья, салфетки.

Учить рисовать
веточки, украшать в
технике рисования
пальчиками и
печатания пробкой
(выполнение ягод
разной величины и
цвета). Закрепить
представления о
взаимосвязях в
природе. Развивать
чувство композиции.
Воспитывать
аккуратность.

½ Лиса А4, гуашь,
мисочка для краски,
салфетки, кисть,
иллюстрации.
Пол-листа формата А-4
разных цветов, гуашь в
коробках и мисочках
разного цвета, пробки,
презентация «Ягоды и
птицы», интерактивная
игра «Покорми птиц».

Познакомить с техникой
печатания. Закрепить
понятие «лучик». Учить
рисовать лучи пальцами.
Развивать
цветовосприятие.

Листы синего, голубого
цвета, гуашь тёплых
цветов, подбор
иллюстраций с
изображение солнышка,
печатки из картофеля

14

.

3. Ветка рябины

Рисование
пальчиками

Помочь детям осознать Лист цветной бумаги с
ритм как изобразительно- изображением ветки
выразительное средство. рябины с листьями и
Учить анализировать
«корзиночкой» для
натуру, выделяя ее
ягод, набор гуашевых
признаки и особенности. красок, кисть,
Учить технике
стаканчик с водой,
пальчикового рисования, салфетки, гроздь
развитие мелкой
рябины – натура или
моторики рук.
иллюстрация.
Учить рисовать
пальчиком по контуру,
развивать
цветовосприятие и
зрительно-двигательную
координации.
Воспитывать
аккуратность,
трудолюбие.

4 - 5.Яблоко, груша.
Морковь, огурец.

Печатание
фруктами
6. «Компоты и
варенье»

Листы белой бумаги с
контурным
изображением фруктов
и овощей, гуашь
жёлтого, оранжевого и
зелёного цвета.
Презентация «Есть у
нас огород».
Интерактивная игра
«Овощи и фрукты».
Познакомить детей с
Заготовки шаблонов
новым видом
банок или листы с
изобразительной техники напечатанным
– печатание фруктами. контуром банок, яблоки
Упражнять в печатании. и груши, разрезанные
Развивать чувства
пополам, мисочки с
композиции
жёлтой, зелёной и
цветовосприятие, память, красной гуашью,
наблюдательность.
маленькие кисти для
Обобщить знания о
прорисовывания
фруктах и ягодах, труде семечек, коричневая
людей осенью.
гуашь.

7. Подсолнухи

Рисование
пальчиками

Упражнять в
рисовании пальчиками.
Учить рисовать стебель
и листья у подсолнуха.
Закрепить навыки
рисования
гуашью. Развивать
чувство
композиции.
Воспитывать
терпение, желание
аккуратно выполнить
работу.

Лист с нарисованным
кругом и наклеенными
лепестками, чёрная и
зелёная гуашь в
мисочках, кисти.
Презентация «Я под
солнышком расту,
целый день за ним
слежу». Отрывок из
мультфильма про
Антошку.

15

8. Грибы в лукошке

Оттиск печатками,
рисование
пальчиками

Корзинка с муляжами
Упражнять в рисовании грибов, листы с
предметов овальной
изображением
формы, печатании
корзинки, печатки из
печатками. Закрепить
картофеля овальной
умение украшать
формы, гуашь жёлтого,
предметы простыми
белого, коричневого,
способами (полоска из красного цвета.
точек, узор у мухоморов), Презентация «В
используя рисование
гостях у белочки»
пальчиками. Развивать
чувство композиции.
Воспитывать умение
работать в парах
(делиться
изобразительными
материалами,
координировать работу
друг друга).

Октябрь
1. Жёлтые листья
летят

Рисование углём,
Учить снимать лишнюю
приём
краску о край баночки;
«примакивание
изображать листочки,
кисточкой» - листья. прикладывая кисть всем
ворсом к бумаге. Учить
узнавать и правильно
называть тёплые цвета.
Развивать эстетическое
восприятие.

2. Астры в вазе

Рисование методом Продолжать учить
«тычка»
рисовать методом
«тычка», правильно
держать кисть
, закреплять
представления и форме
(круг) и цвете. Развивать
композиционные умения.
Воспитывать желание
делать подарки для
родных и близких людей.

3-4. Мои любимые
рыбки

4. Волшебный
дождик

Продолжать
Рисование
учить рисовать
пальчиком по контуру,
пальчиками,
сочетание восковых развивать
мелков и акварели цветовосприятие и
зрительно-двигательную
координации.
Познакомить с техникой
сочетания восковых
мелков и акварели.
Воспитывать любовь к
«братьям нашим
меньшим».
Рисование свечой и Познакомить с техникой
акварелью
рисования свечой в
сочетании с акварелью.
Учить выполнять простой
рисунок и раскрашивать
весь лист краской.
Развивать фантазию,
творчество. Воспитывать
трудолюбие.
Аппликация +

5. Натюрморт с арбузом рисование

пальчиками или
ватными
палочками

Закрепить сведения о
натюрморте как жанре
живописи. Познакомить
со способом рисования
ватной палочкой. Учить
дополнять аппликацию
рисованием. Развивать
чувство композиции.
Воспитывать чувство
сопричастности к
прекрасному.

6-7.Травка. Жили у
Рисование ладошкой Познакомить со способом
бабуси 2 весёлых гуся
рисования ладошкой.
Учить заполнять весь
лист «травой».
Продолжать формировать
навыки работы в парах
(один рисует белого,
другой серого). Развивать
композиционные умения.
Воспитывать чувство
солидарности.

8. Натюрморт
«Дары осени»

Использовать все
знакомые способу
по выбору.

Развивать творческие
способности,
воображение. Закрепить
освоенные навыки
изображения, сведения о
натюрморте как жанре
живописи.

Ноябрь
Познакомить с техникой
печатания поролоновым
тампоном, печаткой из
картофеля. Показать приём
получения отпечатка. Учить
рисовать яблоки и ягоды,
рассыпанные на тарелке,
используя контраст размера и
цвета. По желанию можно
использовать рисование
пальчиками. Развивать чувство
композиции.
Тычок жёсткой
Учить правильно держать
полусухой кистью кисточку, снимать лишнюю
краску о край баночки;
изображать листочки, используя
технику «тычка». Учить
узнавать и правильно называть
жёлтый цвет. Развивать
эстетическое восприятие.

Круг из тонированной
бумаги, гуашь в мисочках
жёлтого, красного,
фиолетового, зелёного
цветов, поролоновые
печатки, салфетки, ягоды
и яблоки натуральные
или муляжи.
Интерактивная игра
«Фрукты на тарелке.

3.
«Осенний
букет»

Печатание
листьями

Познакомить с техникой
печатания листьями. Закрепить
умения работать с техникой
печати. Развивать
цветовосприятие. Учить
смешивать краски прямо на
листьях.
Воспитывать интерес к жанру
натюрморта.

Лист синего, голубого
цвета с наклеенной вазой,
гуашь красного, жёлтого,
зелёного цветов, листья с
разных деревьев, кисти.
Презентация «Осенний
натюрморт».
Интерактивная игра
«Найди листок по тени».

4.
«Рябинка»

Рисование
поролоновыми
тычками

Учить
рисовать
веточки.
Помочь детям осознать ритм
как
изобразительновыразительное средство. Учить
анализировать натуру, выделяя
ее признаки и особенности.
Закрепить навыки рисования в
технике «тычка». Развивать
чувство композиции.

Пол-листа различных
цветов, красная гуашь,
поролоновые тычки,
рисунки птиц.
Презентация «Горят
рябины кисти»,
интерактивная игра
«Гроздь рябины»

1.
«Ягоды и
яблочки»

2.
«Жёлтые
листья»

Оттиск
поролоном,
пальчиками,
печатками из
картофеля

Бумага размером 1\2
альбомного листа, гуашь
жёлтая.
Презентация «Листопад»

5.
«Мой
любимый
дождик»

Рисование
пальчиками

6. «Весёлые
мухоморы»

Рисование
пальчиками

7.
Рисование
«Разноцветны ладошками,
е листья у
рисование углём
деревьев».

8.
«Вот ёжик ни головы, ни
ножек…»

Оттиск смятой
бумагой,
Рисование
пальчиками

Познакомить с нетрадиционной
изобразительной техникой
рисования пальчиками.
Показать приёмы получения
точек и коротких линий. Учить
рисовать дождик из тучек,
передавая его характер (мелкий
капельками, сильный ливень),
используя точку и линию как
средство выразительности.
Продолжать знакомить с
нетрадиционной
изобразительной техникой
рисования пальчиками. Учить
наносить ритмично точки на
всю поверхность бумаги.
Познакомить с техникой
печатанья ладошками. Учить
наносить быстро краску и
делать отпечатки – крона,
дорисовывать стволы угольным
карандашом. Развивать
цветовое восприятие.
Познакомить с новым способом
рисования. Учить рисовать
животных способом оттиск
смятой бумагой. Дорисовывать
детали образа ёжика пальчиком

Два листа светло-серого
цвета нарисованными
тучками разной
величины, синяя гуашь,
салфетки.

Вырезанные из белой
бумаги мухоморы
различной формы; гуашь
белая, салфетки,
иллюстрации мухоморов.
Презентация «Ёжик в
лесу»
Бумага размером 1\2
альбомного листа, гуашь
жёлтая, красная,
оранжевая, угольный
карандаш.
Презентация «Осень в
лесу»
Бумага размером 1\2
альбомного листа, газета,
гуашь серая, коричневая.

Декабрь

1.
«Теремок»

Оттиск
поролоновым
тампоном или
пенопластом

Закреплять умение печатания
поролоновым тампоном.
Развивать пространственные
представления. Способствовать
возникновению у детей чувства
радости от полученного
результата.

2.
«Репка»

Тампонирование

Познакомить с нетрадиционной
техникой рисования –
тампонирования. Учить
аккуратно тонировать фон,
наносить краску двух видов,
пользоваться трафаретом.
Воспитывать уважение к людям
труда на примере устного
народного творчества.

Шаблоны вырезанных
педагогом домиков –
теремков, гуашь жёлтого
цвета, настольный театр
«Теремок».
Презентация «Сказочные
домики».
Интерактивная мини-игра
«Строим дом»
Трафарет репки, листы
бумаги, гуашь зелёная,
жёлтая, поролоновые
тампоны.

3.
«Цыплёнок»

Тычок жёсткой
кистью

Продолжать знакомить с
техникой «тычок жёсткой
кистью», учить заполнять
контур цветом, передавать в
рисунке разное положение
головы цыплёнка. Развивать
чувство ритма, внимание,
память. Воспитывать добрые
чувства к матери.

Листы с контурным
изображением цыплят,
презентация по книге
Е.Чарушина «Цыплёнок»,
жёсткая кисть, гуашь

4.
«Укрась
рукавицу»

Работа со
знакомыми
техниками

Самостоятельно использовать
знакомые техники.
Воспитывать эмоциональную
отзывчивость. Развивать
координацию движения рук.

Листы бумаги, гуашь,
мятая бумага, наборы
тычков и печаток.
Интерактивная играупражнение «Рукавицы
Дедушки Мороза»

Закрепить технику печатания
листьями. Учить наносить
краску на лист и оставлять след
на бумаге. Дорисовывать
стволы гуашью или угольным
карандашом. Воспитывать
аккуратность.

Листики, гуашь в
мисочках, плотные листы,
салфетки.

5.
Печатание
«Зимний лес». листьями,
угольный
карандаш

6.
«Рябинка»

Скатывание
бумаги

Познакомить с новой техникой
– скатывание бумаги. Учить
аккуратно наклеивать комочки
на изображение веточки.
Развивать чувство композиции.
Воспитывать любовь к родной
природе.

Салфетки красного цвета,
клейстер, цветной картон
для основы с
изображением веточек
рябины.

7.
«Узоры на
окнах»

Монотипия

Познакомить с техникой.
Развивать ассоциативное
мышление, воображение.
Воспитывать желание создавать
интересные оригинальные
рисунки.

Тонированная бумага,
белая бумага, гуашь,
пипетка, оргстекло.
Презентация «Кто рисует
на окне?»

8.
«Маленькая
ёлочка»

Тычок жёсткой
кистью,

Продолжать осваивать технику
«тычка». Расширять знания
детей о праздниках. Создать
положительный эмоциональный
фон.

Листы с контурным
изображение ёлок, гуашь,
жёсткие кисти,
поролоновые тычки.
Интерактивная игра
«Наряди ёлочку».

Январь

1. «Снежинки Свеча + акварель

Познакомить с новой техникой
рисования свечой. Учить
наносить рисунок на всей
поверхности листа, затем
закрашивать лист акварелью в
один или несколько цветов.
Вызвать эмоциональный отклик
в душе ребенка. Развивать
воображение, художественное
восприятие, стойкий интерес к
процессу рисования.
Воспитывать аккуратность и
трудолюбие.
Наклеивание шестилучевых
снежинок из трех полосок
бумаги с учетом исходной
формы (круг, шестигранник),
дорисовывание узоров
фломастерами или красками.

Свеча, плотная бумага,
акварель, кисти.

4.
Рисование
«Маленькой пальчиками,
ёлочке
набрызг
холодно
зимой».

Закрепить умение рисовать
пальчиками. Учить наносить
отпечатки по всей поверхности
листа (снежинки, снежные
комочки). Учить рисовать
ёлочку. Продолжить знакомство
с новой нетрадиционной
техникой – «набрызг». Развитие
чувства композиции.
Воспитывать аккуратность.

Тонированный лист
бумаги (синий,
фиолетовый), зелёная
гуашь, кисть, белая гуашь
в мисочке, салфетки,
образцы ёлочек, зубные
щётки, расчёски.
Мультфильм «В лесу
родилась ёлочка»

5.
Обрывная
«Вырос лес аппликация
белый весь»

Вызывать эстетические чувства
к природе и её изображениям
нетрадиционными
художественными техниками;
развивать цветовосприятие,
закрепить знания о холодных
цветах.

Листы разного цвета,
салфетки холодных
цветов, гуашь, угольный
карандаш.

Учить рисовать веточки,
украшать в техниках рисования
пальчиками и печатания
пробкой (выполнение ягод
разной величины и цвета);
закрепить навыки рисования.
Воспитывать аккуратность.
Развивать чувство композиции.

Бумага размером 1\2
альбомного листа разных
цветов, коричневая гуашь,
кисть, гуашь красного,
оранжевого и бордового
цветов в мисочках,
пробки, рисунки птиц,
клей, салфетки

2.
«Звездное
небо»

Свеча + акварель

3.
Аппликация с
«Волшебные элементами
снежинки» рисования.

6.
«Птицы
клюют
ягоды»

Рисование
пальчиками,
оттиск пробкой

Белая бумага с
прорисованными
созвездиями, синяя или
черная акварель, большие
мягкие кисти, свеча.
Презентация «Звёздное
небо»
Круги из цветной бумаги,
полоски из белой бумаги,
фломастеры, карандаши,
клей, салфетки

7.
«Весёлый
снеговик»

Тычок жёсткой
полусухой кистью

Упражнять в технике тычка
полусухой жёсткой кистью.
Продолжать учить
использовать такое средство
выразительности, как фактура

8.
Пластилинография Показать детям прием «Зимний лес» с элементами
размазывания из столбика.
рисования
Закрепить прием прямого
раскатывания.
Воспитывать интерес к жанру
пейзажа.

Вырезанный из бумаги
снеговик серого или
голубого цвета, белая
гуашь, жёсткая кисть,
красный и чёрный
маркеры, ватман,
тонированный тёмным
цветом.
Заготовки по кол-ву
детей. Фон поделен на 2
части. Вверху голубой
внизу белый. Изображено
несколько стволов.
Презентация ” Зимний
лес”.

Февраль
Упражнять в использовании
двух разных техник. Развивать
ручную умелость. Воспитывать
добрые чувства к домашним
питомцам.

Листы с контурным и
незаконченным
изображением рыб,
восковые мелки, акварель,
большие кисти.
Интерактивная игра
«Засели аквариум», играупражнение на
интерактивной доске
«Раскрась рыбку»

2. «Поможем Тычок жёсткой
зайцу найти кистью
друзей»

Закрепить приём рисования
овальных предметов разного
пространственного положения,
технику «тычкования».
Предоставить возможность
самостоятельно добавлять
детали. Воспитывать добрые
чувства к братьям нашим
меньшим.

Листы ярких цветов,
наборы гуаши, схемы с
последовательность
изображения зайца в
разных позах.

4.
Кляксография
«Животные,
которых я
сам себе
придумал»

Познакомить с нетрадиционной
техникой кляксографии. Учить
работать в этой технике.
Развивать воображение,
творчество, в дорисовывании
образов.

Черная и цветная тушь,
лист, пластмассовая
ложка, простой карандаш,
гуашь, восковые мелки,
принадлежности для
рисования.

Продолжать знакомство с
техникой тычкования
полусухой жёсткой кистью
(имитация шерсти животного).
Развивать внимание,
координацию рук. Воспитывать
любовь к домашним питомцам.

Тонированный лист,
вырезанные из бумаги
котята, кисти, гуашь,
угольный карандаш.
Презентация «Котёнок
потерялся»

1.
«Мои
любимые
рыбки»

3.
«Пушистые
котята
играют на
ковре»

Восковые мелки и
акварель

Тычок жёсткой
кистью

5.
«Шарики
воздушные,
ветерку
послушные..
»

Разные

6.
«Украшение
чайного
сервиза»

Оттиск
печатками

Вызвать интерес к сочетанию
разных изобразительных
материалов: воздушные шарики
изображать кистью, а ниточки к
ним — ватными палочками,
узоры – тычками.

Бумага размером 1\2
альбомного листа, кисти,
ватные палочки, тычки,
гуашь разного цвета.

Закрепить умение украшать
простые по форме предметы,
нанося рисунок по
возможности равномерно на
всю поверхность бумаги.
Упражнять в технике
печатания.
Знакомая форма Познакомить с техникой.
– новый образ
Закрепить навыки рисования
кистью. Воспитывать желание
порадовать близких подарком,
выполнить работу аккуратно.

Вырезанные из бумаги
чашки разной формы и
размера, разноцветная
пальчиковая краска в
мисочках, различные
печатки, салфетки,
выставка посуды
Изображение кораблика,
простой карандаш,
отпечаток обуви, гуашь,
кисти.

Печатки
из
картофеля

Продолжать знакомить детей с
жанром портрета; учить
изображать людей с помощью
печаток из картофеля,
добиваться четкого
изображения пропорций,
воспитывать любовь к семье,
заботу о ней.

Семейные фотографии,
бумага, пастель или
восковые мелки,
карандаши, фломастеры,
рамки для портретов,
клей.

1.
«Мимоза для
мамочки»

Скатывание
бумаги

Заготовки из цветной
бумаги, цветные
салфетки, клей, кисти.
Презентация «Открытки к
празднику мам»

2.
«Нарисуй
вазу для
цветов»

Знакомая форма –
новый образ

3.
«Зайка»

Аппликация из
резаных ниток

Учить аккуратно скатывать
бумажные шарики,
формировать из этих
заготовок цветок, аккуратно
наклеивать. Воспитывать
любовь к самому близкому
человеку – маме.
Продолжать знакомить с
техникой. Развивать
творческое мышление,
воображение. Воспитывать
аккуратность.
Познакомить с техникой
выполнения аппликации из
ниток. Учить равномерно
намазывать небольшие
участки изображения и
посыпать и мелко
нарезанными педагогом
нитками. Развивать мелкую
моторику. Воспитывать
терпение и трудолюбие.

7.
«Кораблик
для папы»

8.
«Моя семья»

Март

Предметы круглой,
овальной формы, простой
карандаш, гуашь, разные
печатки.
Заготовка из картоназайчик, нитки белые,
серые, клестер, чёрный
фломастер, салфетки.

4.
«Бабочки»

Монотипия

Продолжать знакомить детей с
нетрадиционной техникой
монотипия. Учить работать в
этой технике. Развивать
воображение.

Лист, сложенный
пополам, пластмассовая
ложка, гуашь.
Интерактивная игра
«Бабочки»

5.
«На что
похоже?»

Аппликация с
дорисовыванием
карандашами или
гуашью

Развивать творчество,
наблюдательность. Учить
детей создавать интересные
образы.

6.
«Грачи
прилетели»

Тычок жёсткой
кистью

Закрепить технику. Развивать
интерес к выполнению
работы. Воспитывать чувство
радости от прилёта птиц,
любовь к искусству.

8.
«Солнышко
весной»

Рисование
ладошками,
пальчиками,
печатками.

Совершенствовать технику
печатания ладошками,
печатками. Воспитывать
аккуратность.

7.
«Пасхальное
яйцо»

Пластилинографи
я

Учить на основу намазывать
пластилин, выбирая разные
цветовые решения, украшать
разным декором, развивать
эстетический вкус.

Карандаши, краски, листы
бумаги с наклеенными
кусочками цветной
бумаги.
Игры-упражнения на
интерактивной доске
«Дорисуй»
Гуашь, цветные листы,
жёсткие кисти.
Сказка о художнике
Саврасове, репродукция
картины «Грачи
прилетели».
Желтая, красная,
оранжевая гуашь,
плотный лист с
контурным изображением
круга, салфетки, печатки
узкой прямоугольной,
треугольной, овальной
формы.
Игра-упражнение на
интерактивной доске
«Солнышко лучистое»
Ламинированная основа
из картона- «яйцо»,
пластилин разного цвета,
бисер, бусины для декора.

1.
«Жираф»

Аппликация из
крупы

2.
«Скатертью,
салфетками
украсим
дома стол»

Детский дизайн

Учить равномерно
распределять различные виды
крупы по форме жирафа.
Развивать глазомер,
координацию движений.
Воспитывать аккуратность,
любовь к животным.
Раскрыть понятие «уютный
дом». Развивать у детей
эстетическое восприятие.
Учить один -двумя цветами
нарисовать узор на скатерти,
салфетках, заполнять
середину, углы, стороны основ
всей кистью и ее концом,
печатками. Воспитывать
умение видеть красоту в
рисунках.

Апрель
Лист с контуром жирафа,
крупа (греча, пшено),
клей, кисти, салфетки.
Презентация «Рисуем
Африку»
«Скатерти» квадратной,
прямоугольной, круглой,
овальной формы разных
цветов; различные тычки,
гуашь, кисти.

Продолжать формировать
навыки
печатания двумя руками,
учить дорисовывать детали,
выбирать самостоятельно
цвет. Развивать
пространственное мышление,
творчество. Воспитывать
интерес к народной культуре.

Картинки с изображением
петушков, гуашь, кисти.
Презентация «Образ
птицы в народном
творчестве»

4.
Оттиск смятой
«Два жадных бумагой, ватные
медвежонка» палочки.

Учит рисовать животных на
основе овала карандашом,
раскашивать в технике «тычка
жёсткой кистью или делать
оттиск смятой бумагой.
Воспитывать любовь и
интерес к сказкам, книжной
графике. Воспитывать чувство
справедливости.

Газета, ватные палочки,
альбомный лист, гуашь.
Презентация по сказке на
основе книжной графики.

5.
Масленые мелки и
«Лети ракета акварель
к звёздам»

Совершенствовать навыки
работы в смешанных
техниках. Продолжать
знакомить с памятными
датами – День космонавтики.
Воспитывать эстетическое
отношение к природе через
изображение образа неба,
уважение к знаменитым
людям Калуги и России.

Альбомный лист,
масленые карандаши,
акварель.
Презентация
«Межпланетный
круизёр»,
интерактивная игра
«Строим ракету».

3.
«Петушки
сорятся»

Рисование
ладошкой

6.
«Ракеты в
космосе»

Печать по
трафарету

Продолжать учить смешивать
разные краски прямо на листе
бумаги, рисовать по трафарету
и кисточкой ракеты и
летающие тарелки. Развивать
творчество, цветовосприятие.
Воспитывать желание
доводить работу до конца.

Листы картона белого
цвета, гуашь, кисти
разного размера,
трафареты ракет.
Схемы с
последовательностью
рисования ракет.

7 - 8.
«Рисование
узоров по
мотивам
дымковских
игрушек»

Тычки и печатки

Закрепить умение передавать
колорит дымковских узоров.
Учить комбинировать
различные ранее освоенные
элементы и техники в новых
сочетаниях. Развивать чувство
композиции, цветовосприятие.
Воспитывать любовь и
уважение к народным
промыслам.

Различные тычки и
печатки, трафареты
дымковских игрушек,
гуашь, кисти.
Презентация «В гостях у
мастеров деревни
Дымково».
Интерактивная игра
«Украсим дымвковские
игрушки», «Найди пару».

Май

1.Празднична
я открытка
«9 Мая»

Тычок жёсткой
кистью,
восковые мелки,
акварель

2.
Акварель +
«Одуванчики» восковые мелки,
Печатание
печатками

3.
«Цветочная
клумба»

Пластилинограф
ия

4.
«Кудряшки
для овечки»

Пластилино
графия

5.
«Клоун»

Восковые мелки
и акварель

6.
«Белая
берёза»

Оттиск смятой
бумагой,
угольный
карандаш

Учить рисовать праздничный
салют тычком жёсткой кистью,
ветку яблони – поролоновым
тычком
или
восковыми
мелками
и
акварелью.
Развивать
чувство
ритма,
цветовосприятие.
Развивать
воображение,
фантазию,
интерес к творческой
деятельности. Воспитывать
уважение к людям старшего
поколения.

Заготовки открыток из
цветного картона, гуашь,
тычки, жёсткие кисти.
Презентация «Этот День
Победы!»

Совершенствовать умения
детей в данных техниках.
Учить создавать
выразительный образ
одуванчика. Развивать чувство
композиции

Лист А4, тонированный
бледно- зеленым цветом
восковые мелки,
акварель, кисти,
мисочки для краски,
печатки треугольной
формы,
разных размеров, эскизы.
Интерактивная игра
“Собери цветок”.
Пластилин разных
цветов, ламинированные
листы бумаги, стеки,
салфетки.

Совершенствовать умение
детей самостоятельно
размазывать пластилиновый
шарик в виде цветка.
Продолжать развивать у детей
пространственные
представления. Развивать
согласованности в работе обеих
рук.
Учить детей для передачи
выразительного образа
кудряшек пользоваться
дополнительным
приспособлением (колпачки от
ручек). Совершенствовать
умение самостоятельно
размазывать пластилиновый
шарик по готовой форме.
Воспитывать любовь к
животным.
Учить технике работы с
графическими материалами,
завершать работу акварелью.
Развивать ручную умелость.
Воспитывать уважение к
профессии клоуна.
Учить рисовать крону берёзы,
траву смятой бумагой, а ствол –
угольным карандашом.
Дополнять рисунок любыми
деталями. Воспитывать любовь
к природе родного края.

Овечки, вырезанные из
картона и
заламинированные,
колпапчки разного
диаметра, пластилин.

Восковые мелки, белая
бумага, акварель.
Интерактивная игра
«Наряди клоуна».
Листы белой, гуашь
угольный карандаш.
Презентация «Люблю
берёзку русскую»

7.
«Сиреневый
букет»

Скатывание
салфеток

Упражнять в скатывании
шариков из салфеток.
Развивать чувство композиции.
Закрепить навыки наклеивания.

8.
«Рисуем, что
хотим».

Разные

Совершенствовать умения и
навыки в свободном
экспериментировании с
материалами, необходимыми
для работы в нетрадиционных
изобразительных техниках.

Лист с наклеенным
изображением корзинки,
салфетки сиреневые,
клей, кисть, ветка сирени.
Репродукция
Е. Кончаловского
«Сирень в корзине»
Все имеющиеся в
наличии.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».